Министерство образования Российской Федерации
П Р И К А З
от 28.02.2000 N 619
В соответствии с решением коллегии от 08.02.2000 "О концеп-
ции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде"
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить концепцию профилактики злоупотребления психоак-
тивными веществами в образовательной среде (далее - Концепция)
(приложение 1) и план мероприятий Минобразования России по реализации концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде на 2000-2001 годы (далее - План) (приложение 2).
2. Управлению социально-педагогической поддержки и реабилитации детей (Г.Н.Тростанецкой) совместно с заинтересованным структурными подразделениями Минобразования России обеспечить исполнение Плана.
3. Рекомендовать руководителям органов управления образованием
субъектов Российской Федерации осуществить комплекс мер по разработке и реализации региональных программ профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде с соответствии с Концепцией.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Е.Е.Чепурных.
Министр В.М.Филиппов
Приложение 1 к приказу Минобразования России от 28.02.2000 N 619
КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Москва 2000 г.
Концепция разработана по заказу Минобразования России при консультативной поддержке Минздрава России авторским коллективом в составе:
- Дудко Т.Н., к.м.н., руководитель отделения Института наркологии Минздрава России;
- Вострокнутов Н.В., д.м.н., руководитель отделения ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, советник Минобразования России;
- Гериш А.А., к.м.н., главный специалист Минобразования России;
- Басов А.М., к.м.н., директор Центра медицинской реабилитации
и коррекции личности;
- Котельникова Л.А., к.филос.н., научный сотрудник Института
философии РАН.
Под общим руководством начальника Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования России Г.Н.Тростанецкой.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Наркотическая ситуация
Современные представления о профилактике наркомании
Первичная профилактика зависимости от
психоактивных веществ
Вторичная и третичная профилактика зависимости от психоактивных веществ
Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР)
Заключение
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Наркомания является одной из важных проблем нашего общества,
вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в
организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами
в образовательной среде.
В изложенной Концепции профилактической антинаркотической дея-
тельности акцентируется внимание на образовательных, социальных,
психологических и медицинских проблемах профилактики. Одни из них
носят общий характер, другие - частный, специализированный.
Главная цель, выдвигаемая в Концепции, заключается в объедине-
нии образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первич-
ной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение
общего результата:
снижение спроса и, следовательно, распространенности наркоти-
ков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и
субкультуру;
снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкого-
лизмом;
снижение медико-социальных последствий злоупотребления психо-
активными веществами (ПАВ) - инфекционных гепатитов, ВИЧ-инфекций,
венерических заболеваний, психических расстройств, суицидов, прек-
ращение образования, разрушение семей, криминализация детей и моло-
дежи.
При анализе современных публикаций, посвященных методологичес-
ким аспектам профилактики, отмечается отсутствие концептуального и
системного подходов. Как правило, доминирует рассмотрение отдель-
ных, изолированных, преимущественно ведомственных проблем, либо,
например, педагогических, психологических, социологических вопро-
сов, объединенных профессиональным интересом автора или авторского
коллектива.
Следует отметить, что целый ряд важных положений прежде всего
ранней, первичной профилактики уже разработан и используется в дан-
ной Концепции. К ним относятся:
приоритет первичного профилактического подхода к решению проб-
лем наркомании;
признание медико-социальной значимости профилактических мер
для раннего выявления и диагностики, эффективности лечения и реаби-
литации наркозависимых, улучшения криминогенной обстановки в об-
ществе, снижения общей заболеваемости;
определение принципа комплексного (межведомственного) подхода
к решению проблем профилактики наркозависимости.
Первостепенными задачами выдвигаемой Концепции являются созда-
ние организационных структур профилактики, подготовка кадров, раз-
работка программ для всех уровней профилактической деятельности,
создание нормативно-правовой базы, осуществление мониторинга, оцен-
ка эффективности профилактических мероприятий. Вместе с тем оценка
эффективности профилактики наркомании вызывает определенные труд-
ности, поскольку изменения динамических характеристик злоупотребле-
ния ПАВ и распространенности наркомании, происходящие на протяжении
многих лет, не позволяют оценить ее однозначно.
В Концепции определены роль и значение вторичной и третичной
профилактики. Они заключаются в том, что своевременно начавшиеся
лечебно-реабилитационные мероприятия не только восстанавливают лич-
ностный и социальный статус детей и молодежи, но и весьма сущест-
венно ограничивают возможности наркогруппировок по распространению
наркотиков и совершению других противоправных действий, поскольку
снижается потребность в приеме наркотиков и, следовательно, в кри-
минальном добывании денег для их приобретения. Вместе с тем много-
летняя практика свидетельствует, что только медицинские мероприятия
не могут решить все проблемы вторичной профилактики, особенно каса-
ющиеся реабилитации детей и молодежи.
Реальная наркотическая ситуация, сложившаяся в стране, и соз-
ревшая потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют не-
обходимость комплексного, концептуально осмысленного подхода к ре-
шению проблемы профилактической помощи, предупреждающей употребле-
ние наркотиков и развитие наркомании. Активные профилактические ме-
роприятия должны опираться:
на методологию формирования у детей и молодежи представлений
об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствую-
щих вовлечению в наркогенную ситуацию;
на формирование у детей и молодежи, а также у лиц, вступивших
на путь первых проб ПАВ, умений и навыков активной психологической
защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность
(первичная, вторичная и третичная профилактика);
на раннее выявление и диагностику наркозависимости;
на реабилитацию детей и молодежи, возвращающихся из среды нар-
котизации в нормативную жизнь (вторичная и третичная профилактика).
Концепция профилактики злоупотребления ПАВ содержит глоссарий
общих понятий: профилактика, субъекты профилактики, группы риска,
злоупотребление психоактивными веществами и другие, социальные и
правовые основания профилактической деятельности, области реализа-
ции профилактической помощи (Приложения).
НАРКОТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
В конце ХХ века злоупотребление алкоголем, наркотиками и дру-
гими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным
Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных
с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных ве-
ществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн.
человек.
В последнее десятилетие и для России употребление несовершен-
нолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактив-
ных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угро-
зу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и право-
порядку.
По данным Минздрава России количество потребителей наркотиков
на первое полугодие 1999 г. составило 315 тыс. человек. По мнению
экспертов реальная численность потребителей наркотиков в стране
превышает этот показатель в 8-10 раз.
Системный анализ показателей наркологической заболеваемости
подростков и населения в целом свидетельствует о том, что в 1998
году уровень заболеваемости наркоманией среди подростков был в 2
раза выше, чем среди населения в целом, а заболеваемость токсикома-
нией - в 8 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а
ненаркотическими ПАВ - в 11,4 раза чаще, чем взрослые.
Происходит неуклонное "омоложение" наркомании. В России сред-
ний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился
до 12,5 года, среди девочек до 12,9 года; возраст приобщения к ток-
сико-наркотическим веществам снизился соответственно до 14,2 года
среди мальчиков и 14,6 года среди девочек.
За пять лет (с 1992 по 1997 год) число детей, больных наркома-
нией, увеличилось в 19,3 раза; больных токсикоманией - в 15,7 раза.
Как следует из большинства социологических исследований и на-
учных публикаций, в нашей стране 8% молодежи периодически употреб-
ляют наркотики. Среди студенчества наркоманией охвачено в той или
иной мере 30-40 проц., а по отдельным регионам эта цифра значитель-
но выше.
По существующим прогнозам рост показателей, связанных с упот-
реблением психоактивных веществ, может продолжаться вплоть до
2005-2010 года.
Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими вещест-
вами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных
медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз
смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а
также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа (в
России среди больных СПИДом более 50 проц. наркоманов, в Европе -
70 проц.), инфекционных гепатитов (в России более 90 проц. наркоманов бо-
леют гепатитами), венерических болезней, туберкулеза и других забо-
леваний. ВИЧинфекции зарегистрированы не только у подростков и де-
тей в возрасте 11-14 лет, но и у младенцев, заразившихся от ВИЧин-
фицированных матерей, больных наркоманией. По данным международной
статистики весь круг заболеваний, связанных с наркоманиями, дает
около 10% всех смертей и 20 проц. всех госпитализаций. Причем в
настоящее время около 40 проц. госпитализаций в психиатрические
клиники составляют подростки с делинквентными формами поведения в
сочетании с наркотизацией и токсикоманией. Таким образом, исходя из
возрастных особенностей большинства наркозависимых (13-24 года),
под угрозой фактически оказалось будущее страны.
Очень высока криминогенность среди лиц, злоупотребляющих нар-
котиками и другими ПАВ. В 1998 году несовершеннолетними совершено
более 11 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом нарко-
тиков (это на 9,5 проц. больше, чем в 1997 году). Органами внутрен-
них дел выявлено более 1,3 тыс. несовершеннолетних, совершивших
преступления под воздействием ПАВ.
Дифференцированный анализ отечественной и мировой наркотичес-
кой ситуации позволяет выделить ряд основных факторов, определяющих
негативную динамику проблемы. Условно выделяются социально-экономи-
ческие, социально-идеологические и биомедицинские факторы, а по
масштабу их действия - глобальные, геополитические, региональные,
присущие отдельным слоям общества, микрогруппам населения, семьям,
личностям.
В последние годы Россия начала играть роль крупного рынка сбы-
та наркотиков. В геополитическом плане наша страна оказалась на пу-
тях мировых потоков наркотиков, а также стала пограничной страной
по отношению к тем странам и регионам, в которых наркобизнес явля-
ется одним из основных средств получения денег на оружие, ведение
войн, осуществление террористических актов. В самой России и грани-
чащих странах СНГ появились опасные наркозоны - Чечня, Таджикистан,
Казахстан и др., что влияет на распространенность наркотиков в
масштабах всей страны.
Среди основных причин, влияющих на распространенность наркома-
нии и токсикомании в детско-подростковой среде, одно из первых мест
занимает легкая доступность ПАВ. Около 60% опрошенных несовершенно-
летних, употребляющих наркотики и токсические средства, отмечают
относительную несложность их приобретения. Наркотики приобретаются
в школах, на дискотеках, в кафе, в хорошо известных местах на ули-
цах, в парках, а также на квартирах распространителей и торговцев
наркотиками. Наркодельцы давно определили для себя образовательные
учреждения как мини-рынки сбыта наркотиков в детскоподростковой
среде. В результате общество столкнулось с реальной незащищенностью
детей и подростков от экспансии наркотических средств. Поэтому, без
жестких мер противодействия незаконному обороту наркотиков и сило-
вого противостояния наркогруппировкам, добиться реального повышения
эффективности антинаркотической профилактической работы только за
счет усилий воспитателей, учителей, врачей, психологов, социальных
работников не представляется возможным.
Следующим важным фактором наркотизации является снижение у
большинства детей и подростков превентивной психологической защиты
и низкий ценностный барьер. Несовершеннолетний, начинающий прини-
мать наркотики, находится в своеобразной социально-психологической
ситуации: с одной стороны - массовое распространение наркотиков,
мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и новых
ощущений, связанных с наркотизацией, в сочетании с доминирующими у
подростка мотивами любопытства и подражания; с другой - растерян-
ность и некомпетентность педагогов, социальных работников, родите-
лей; с третьей - борьба правоохранительных структур с потребителями
ПАВ.
Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя ал-
коголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из небла-
гополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. На
сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в не меньшей
степени подростками из благополучных слоев общества, семей с высо-
ким достатком. Как правило, в подобных случаях гипоопека и невысо-
кие морально-этические нормы, сложившиеся в семье, сочетаются с фи-
нансовой свободой подростков, связанной с легко доступными деньга-
ми. Именно дети из этих семей преимущественно формируют особую мо-
лодежную субкультуру, ведущими ценностями которой являются свобод-
ное, гедонистическое времяпровождение в сочетании с наркотизацией
как определенным стилем жизни.
На уровне личностных факторов, являющихся пусковым механизмом
начала употребления наркотиков и последующего злоупотребления ими,
выделяются индивидуальная дисгармоничность, наследственная генети-
ческая дефицитарность, врожденные аномалии характера, проявляющиеся
в виде негативных аффективных и поведенческих расстройств. Немалый
"вклад" в ухудшение здоровья детей и подростков и создание благоп-
риятной почвы для распространения наркомании вносит современная
система воспитания и порой недостаточно обоснованные чрезмерные
психофизические нагрузки, обусловленные существующей системой обра-
зования.
Низкий качественный уровень подготовки в массовой общеобразо-
вательной школе, очевидно, стал причиной создания элитных школ, так
называемых школ "нового типа" (гимназии, колледжи и т.п.). Элитные
школы являются экспериментальной базой для внедрения новых, "прог-
рессивных" методов обучения. При этом программы обучения не серти-
фицированы гигиенистами, внедряются без участия органов здравоохра-
нения. Около 350 авторских программ не прошли санитарно-гигиеничес-
кой и медицинской экспертизы. Жесткие учебные нагрузки настолько не
соответствуют возможностям растущего организма, что могут способс-
твовать инвалидизации. Например, с компьютеризацией связывают воз-
никновение заболеваний органов зрения у 40% школьников.
Отрицательно сказывается на здоровье учащихся совмещение учебы
с трудовой деятельностью. Как правило, дети, вынужденные совмещать
учебу и работу - это дети из низко обеспеченных семей, у которых
дополнительная трудовая нагрузка сочетается с недостаточно качест-
венным питанием и другими факторами, связанными с низким уровнем
жизни семьи.
Процесс обучения организовывается без учета здоровья обучающе-
гося, несбалансированных режимов его умственной деятельности, про-
изводительного труда и отдыха.
Сокращение сети дошкольных образовательных учреждений и сокра-
щение охвата детей общественным дошкольным образованием (на
01.01.99 только 53,9 проц. детей в возрасте от 1 до 6 лет посещают
дошкольные учреждения) дополнительно сказывается на возможности
проведения соответствующей воспитательной работы среди детей дош-
кольного возраста и их родителей.
Также существенным отягощающим фактором риска возникновения
наркомании является высокая соматическая заболеваемость учащихся.
Существующее положение в школе, конечно, наряду со всеми нега-
тивными явлениями в повседневной жизни школьников, привело к значи-
тельному ухудшению показателей их здоровья.
По данным Минздрава России:
до 50 проц. гимназистов заканчивают учебный день с признаками
сильного и выраженного переутомления, в общеобразовательных школах
таких школьников 20-30 проц.;
повышенная невротизация диагностируется у 55-83 проц. учащихся
школ нового типа, а более половины учеников этих школ имеют хрони-
ческие болезни. Среди практически здоровых - две трети детей имеют
морфофункциональные изменения;
в результате многочисленных неблагоприятных факторов, влияющих
на организм ребенка, у 25 проц. детей и подростков развивается
синдром астенизации физического развития, характеризующийся умень-
шением массы тела, снижением мышечной силы и жизненной емкости лег-
ких;
из 6 млн. подростков, прошедших профилактические осмотры в
возрасте 15-17 лет, у 94,5 проц. были зарегистрированы разные забо-
левания, основные из которых - близорукость (за время обучения чис-
ло детей с близорукостью увеличивается в пять раз), заболевания
опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, пищеварения, нерв-
ной системы, причем распространенность заболеваний, ограничивающих
выбор профессии, достигает 30 проц.;
распространенность психических заболеваний среди детей и под-
ростков возрастает каждые 10 лет на 10-15 проц., частота психичес-
ких заболеваний достигает у детей 15 проц., у подростков - 20- 25
проц., психические заболевания являются причиной инвалидности с
детства в 70 проц. случаев, непригодности к военной службе - в 33
проц. случаев. В детских домах психически здоровы лишь 10 проц. де-
тей, а в приютах практически все дети имеют клинически выраженные
нервно-психические расстройства, причем треть из них - в стадии де-
компенсации.
Отсюда следует, что современная система образования в российс-
ких школах вносит свой "весомый вклад" в ухудшение общесоматическо-
го и психического здоровья учащихся, наряду с другими неблагоприят-
ными влияниями повседневной жизни. Учащиеся с перечисленными нару-
шениями относятся к группам риска и нуждаются в специализированной
медицинской и психологической помощи.
Таким образом, эпидемия наркомании в стране обусловлена не
только совокупностью многих патогенных личностных, социальных, гео-
политических и других факторов, но и их сложным взаимодействием и
взаимопроникновением. Такое понимание этого сложного биопсихосоци-
ального явления диктует выбор определенных стратегий и предпочти-
тельных подходов в поисках путей решения проблемы наркомании с ис-
пользованием потенциала заинтересованных государственных институтов
и общественности.
Обращает также на себя внимание низкий уровень информирован-
ности населения о профилактике наркотической патологии и малая дос-
тупность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-ре-
абилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией, и
превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ.
Около 60 проц. опрошенных детей и подростков и 28 проц. взрослых не
представляли, куда можно обратиться при появлении наркотических
проблем. Причем, в основном, население ориентировано на анонимную
наркологическую помощь. В стране отсутствуют государственные детс-
ко-подростковые реабилитационные центры, а оплачивать услуги ком-
мерческой наркологии большинство граждан не в состоянии.
В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны
профессиональных групп лиц, работающих с детьми и молодежью - учи-
телей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов,
врачей, которые нуждаются в выработке совершенно нового подхода к
решению проблем профилактики наркомании.
CОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ
Профилактическая деятельность, как правило, строится на комп-
лексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей,
учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников
правоохранительных органов. Однако несмотря на все усилия и затра-
ты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом. Выявле-
ние лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызыва-
ет большие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и ре-
абилитационная работа в области наркологии касается явных, запущен-
ных случаев наркоманий, токсикоманий и алкоголизма.
На государственном уровне ни одна, даже самая благополучная в
экономическом отношении страна не финансирует весь спектр деятель-
ности по борьбе с наркоманией и ее последствиями. Так, в Германии
на долю общественных организаций приходится до 80 проц. всех специ-
ализированных наркологических медико-социальных служб. Ими создана
собственная сеть медицинской и социальной помощи, включая консуль-
тационные пункты, амбулатории, стационары, юношеские и молодежные
центры, приюты и т.д. Бюджетное здравоохранение Германии ориентиро-
ванно в основном на прямую медицинскую помощь - снятие наркотичес-
кой интоксикации и специализированное наркологическое лечение в
острых случаях. В Дании, Бельгии, Норвегии создана достаточно раз-
ветвленная социально-реабилитационная сеть для помощи наркоманам. В
этих странах обращается особое внимание на организацию альтернатив-
ного приему наркотиков отдыха, особенно в вечернее время. В профи-
лактическую работу включаются бывшие наркоманы, а также сверстники,
так как подростки не верят в массовые акции, мало доверяют взрос-
лым.
Вторым важным моментом зарубежного опыта в области предупреж-
дения употребления психоактивных веществ и профилактики наркомании
следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного
возраста, т.к. именно эта возрастная группа несовершеннолетних и
молодежи быстро втягивается в наркотизацию, осложняющуюся сопутс-
твующими наркотизации заболеваниями вследствие отсутствия должной
гигиены и случайных половых контактов. В ряде стран для детей и
подростков "группы риска" развернута целая сеть учреждений социаль-
ной помощи - "жилые общины" для молодежи, женщин с детьми, "кризис-
ные" молодежные временные убежища, ночные приюты.
Другой формой работы за рубежом является организация помощи на
рабочих местах, позволяющая предотвратить наркотизацию несовершен-
нолетних, включенных и не включенных в "группы риска". Примером
этого могут служить институт социальных консультантов, входящих в
штат многих учебных заведений в США, европейская программа "помощи
на рабочих местах" (ЕАР) и др. Консультант выявляет в учебных заве-
дениях проблемных детей, исследует причины возникновения проблем,
вырабатывает совместно с администрацией, родителями и необходимыми
медицинскими специалистами программу действий. Такой подход широко
распространен во всем мире, а в нашей стране, к сожалению, делает
только первые шаги.
В международной практике можно выделить следующие основные мо-
дели профилактики:
медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-со-
циальные последствия наркомании и предусматривает в основном инфор-
мирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и
иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье;
образовательная модель направлена на обеспечение детей и моло-
дежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы
выбора при максимальной информированности;
психосоциальная модель своей главной целью утверждает необхо-
димость развития определенных психологических навыков в противосто-
янии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении
сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.
В настоящее время различными являются и формы законодательного
отношения к наркотикам - от разрешения на легальную торговлю "лег-
кими" наркотиками (Дания, Нидерланды) до введения смертной казни за
распространение наркотических средств (Китай, Ирак).
Система профилактических мер, несомненно, нуждается в экономи-
ческой оценке. Настоящая Концепция требует дополнительного техни-
ко-экономического обоснования.
Данные, например, германских авторов показывают, что только в
медико-реабилитационной области бюджетные расходы европейского го-
сударства составляют около 20 проц., тогда как остальные затраты
приходятся на многочисленные общественные и благотворительные орга-
низации. Косвенным образом уровень необходимого финансирования мож-
но представить, рассмотрев всю инфраструктуру наркологической помо-
щи. Это особенно актуально потому, что в процессе профилактики вы-
являются также лица, нуждающиеся и в активных лечебно-реабилитаци-
онных мероприятиях. В свою очередь пациенты, прошедшие или проходя-
щие реабилитацию, возвращаются в среду первичной профилактики. Та-
ким образом, происходит объединение первичной, вторичной и третич-
ной профилактик.
Необходимо рассчитать затраты на профилактические мероприятия,
проводимые в образовательных учреждениях, в первую очередь в шко-
лах. За основу расчетов в этом случае берутся учебные часы, необхо-
димые для реализации той или иной программы. Наиболее широко (почти
в 30 странах) распространена разработанная в США программа "Скил
Лайфс" ("Успешная Жизнь"). Восемь базовых принципов этой программы
в обязательном порядке реализуются в рамках специальных занятий.
Занятия проводятся педагогами и психологами, прошедшими специализи-
рованную подготовку с малыми группами учащихся. На эти занятия от-
водится от 100 до 200 учебных часов в год, начиная с дошкольных уч-
реждений и заканчивая старшими классами. Адаптированный эксперимен-
тальный вариант этой программы предлагает 62 урока в течение всех
лет обучения в школе.
Ориентировочные оценки затрат на профилактику не могут быть
полными без представления о материальном ущербе от потребителей
наркотиков для системы образования. Аналогов подобных расчетов, к
сожалению, пока нет. В качестве подхода используется региональная
модель, которая учитывает существование различий между отдельными
регионами. Так, известно, что разница в распространенности наркома-
нии в больших и малых городах составляет 3,6 раза. Поэтому необхо-
дима разработка моделей, типичных для отдельных регионов.
Всего по категории ущерба можно выделить три группы факторов -
медицинский ущерб, социальный ущерб, потери системы образования.
Для образовательной среды это выглядит следующим образом:
ухудшение криминогенной обстановки в образовательной и микро-
социальной среде;
снижение внутришкольной дисциплины и общей успеваемости уча-
щихся и студентов;
распространение идеологии наркоманической среды и связанное с
этим искажение иерархии ценностей у детей и молодежи.
Как итог этих потерь:
незавершенное среднее и высшее образование (в том числе зачас-
тую - незаконченное основное общее образование);
нереализованное среднее образование;
снижение числа лиц, получающих профессиональное образование.
Медицинский ущерб включает в себя не только весь шлейф пос-
ледствий наркомании - гепатит, СПИД, заболевания, полученные поло-
вым путем (ЗПП), и др.; следует дополнительно отметить рост общей
заболеваемости, значительно возросшее число самоубийств среди детей
и подростков, а также отвлечение от задач оздоровления учащихся ог-
ромных материальных средств, необходимых для лечения наркоманов.
Социальный ущерб, проявляющийся во всем негативном многообра-
зии и в образовательных учреждениях, сводится к следующему:
криминализация общества;
распространение субкультуры наркозависимых;
деформация иерархии общественных ценностей;
ухудшение демографических показателей (в т.ч. снижение рождае-
мости уже в ближайшем будущем).
Анализируя обстановку в области профилактики наркомании в Рос-
сии, следует сказать, что первичной профилактикой наркомании преи-
мущественно занимается система образования, в основном образова-
тельные учреждения среднего звена - школы, профессиональные учили-
ща, менее активно - колледжи, лицеи и ВУЗы. Введены новые учебные
программы ("Основы безопасности жизнедеятельности", "Валеология"),
косвенным образом ориентированные на профилактику наркомании. Еди-
ной государственной программы нет, следовательно, существующие про-
филактические мероприятия фактически соответствуют образовательной
и медицинской моделям профилактики. В некоторых регионах отмечаются
попытки локального внедрения авторских или адаптированных психосо-
циальных моделей (Москва, Санкт-Петербург, Самарская, Калининградс-
кая области, ЯмалоНенецкий автономный округ и другие регионы).
Необходимо добавить, что до сих пор не создана система целе-
направленной подготовки кадров для работы с детьми молодежью, имею-
щими проблемы с употреблением наркотических средств и одурманиваю-
щих веществ. Большинство педагогических работников образовательных
учреждений признают свою неосведомленность в области предупреждения
злоупотребления ПАВ детьми и молодежью. В системе повышения квали-
фикации педагогических кадров и иных работников социальной сферы
представлено минимальное количество курсов, ориентированных на про-
филактику наркозависимости у детей и молодежи.
В связи с этим одним из важнейших аспектов антинаркотической
профилактической работы в системе образования является включение в
программы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку,
переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с
детьми и молодежью, вопросов профилактики злоупотребления ПАВ.
Представляется важным анализ правового поля в России с точки
зрения профилактики злоупотребления ПАВ.
Все стороны, заинтересованные в решении проблемы профилактики
наркомании, ощущают потребность в конкретных законодательных актах,
четко регламентирующих такую деятельность. Современное развитие за-
конодательной базы характеризуется тем, что место профилактики сре-
ди других юридических понятий не определено, т.е. правовое поле
профилактики не разработано и законодательное обеспечение государс-
твенной системы профилактики наркомании практически отсутствует.
В соответствии с Концепцией государственной политики по конт-
ролю за наркотиками в Российской Федерации (утверждена Постановле-
нием Верховного Совета Российской Федерации от 22 июня 1993 г. N
5494-1) одним из главных направлений государственной политики явля-
ется предупреждение незаконного потребления наркотиков, лечение и
реабилитация больных наркоманией. В связи с этим в Концепции под-
черкивается необходимость определить группы населения с повышенным
риском незаконного потребления наркотических средств и обеспечить
юридически обоснованные мероприятия по предупреждению потребления
наркотиков и выявлению их незаконных потребителей.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических
средствах и психотропных веществах" (статья 4, пункт 2) особо отме-
чает, что одним из принципов государственной политики в области
противодействия незаконному обороту наркотиков является приоритет-
ность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности,
направленной на антинаркотическую пропаганду. Федеральным законом
от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики без-
надзорности и правонарушений несовершеннолетних" к органам и учреж-
дениям системы профилактики отнесены органы управления образовани-
ем, которые разрабатывают и внедряют в практику образовательных уч-
реждений программы и методики, направленные на формирование законо-
послушного поведения несовершеннолетних, и образовательные учрежде-
ния, обеспечивающие выявление несовершеннолетних, находящихся в со-
циально опасном положении (в том числе употребляющих наркотики), и
в пределах своей компетенции осуществляющих индивидуальную профи-
лактическую работу с такими несовершеннолетними.
На пути решения поставленных задач профилактики стоит целый
ряд серьезных препятствий.
Первое - Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О нар-
котических средствах и психотропных веществах" предусматривает ока-
зание наркологической (в том числе реабилитационной помощи) исклю-
чительно в учреждениях системы здравоохранения. В то же время
представляется необходимым обеспечить возможность оказания реабили-
тационной помощи несовершеннолетним и молодежи в учреждениях систе-
мы образования, получивших в установленном законом порядке лицензию
на указанный вид деятельности. До сих пор не принят федеральный за-
кон "О социально-медицинской реабилитации лиц, больных наркомани-
ей", призванный регламентировать порядок оказания реабилитационной
помощи лицам (включая несовершеннолетних), злоупотребляющим нарко-
тическими средствами, в том числе совершившим общественно опасные
деяния (преступления).
Второе - действующее законодательство допускает медицинское
освидетельствование потребителей наркотических средств только по
постановлению органов прокуратуры, органов дознания, следователя
или судьи. В связи с этим в настоящее время возникают проблемы с
оперативным освидетельствованием несовершеннолетних на предмет
употребления наркотиков. Иногда приходится ждать недели, за это
время наркотик выводится из организма и в результате экспертный
анализ биологических сред подростка, подозреваемого в употреблении
наркотиков, не дает положительного результата.
Третье - российское законодательство запрещает потребление
наркотических средств или психотропных веществ без назначения вра-
ча, но не определяет меру ответственности за подобное нарушение за-
кона. Отсутствие хотя бы административной ответственности для пот-
ребителя наркотиков создает целый ряд препятствий решению задач
первичной профилактики наркозависимости, а также решению задач вто-
ричной и третичной профилактики при осуществлении лечебных и реаби-
литационных программ для больных наркоманией.
Вместе с тем наркомания - это не личное дело каждого. В ре-
зультате наркотизации у потребителя возникают серьезные проблемы со
здоровьем, он легко заболевает тяжелейшими инфекционными заболева-
ниями - (гепатиты, ВИЧ-инфекция и СПИД, венерические болезни), и
столь же легко их распространяет. Потребители наркотиков или боль-
ные наркоманией втягиваются в криминальную деятельность. Находясь в
состоянии наркотического опьянения, особенно, если управляют транс-
портом или имеют доступ к оружию, они представляют серьезную опас-
ность для здоровья и жизни окружающих. Практически невозможно соче-
тать учебу или работу с употреблением наркотиков. Ко всему прочему,
наркоманы разрушают и деструктурируют семьи, они не могут выполнять
свой долг перед обществом и защищать интересы государства. Тем са-
мым они становятся обузой для семьи и общества, потенциально нарко-
ман всегда опасен. Лица, злоупотребляющие наркотиками, должны
знать, что им придется смириться с отступлениями от "правила непри-
косновенности", т.к. в конечном счете речь идет о том, что закон,
мораль, общечеловеческие ценности имеют приоритет и должны господс-
твовать в демократическом обществе.
Поэтому, чтобы обеспечить активную профилактическую работу,
остановить эпидемию наркомании, оказать лечебнореабилитационную по-
мощь потребителям наркотиков и больным наркоманией, требуется со-
вершенствовать законодательство и обеспечить вмешательство на всех
уровнях так называемой наркотической пирамиды. Прежде всего, должна
быть введена административная ответственность за употребление нар-
котиков, обеспечена возможность оперативного обследования лиц, по-
дозреваемых в употреблении наркотических средств, расширены право-
вые основы для профилактической работы и реабилитации несовершенно-
летних, злоупотребляющих ПАВ. Совместно с МВД России, Минздравом
России, Минтрудом России, иными заинтересованными министерствами и
ведомствами должны быть определены формы межведомственного взаимо-
действия в вопросах выявления, взаимного информирования и учета
обучающихся и студентов, злоупотребляющих психоактивными вещества-
ми, пресечения распространения наркотических средств, психотропных
и иных одурманивающих веществ в образовательных учреждениях.
ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Первичная профилактика наркомании опирается в своей основе на
долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формиро-
вание в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков.
Такая политика позволяет надеяться, что противостояние наркомании
станет действительно общенациональным делом и включит в себя усилия
как на правительственном уровне, так и по линии неправительственных
структур и движений.
При разработке новой целостной системы первичной профилактики
нашей стране следует исходить из следующих основных условий:
социально-экономическое и правовое обеспечение государственной
системы первичной профилактики;
этапность формирования государственной системы первичной про-
филактики с четким определением стратегических и тактических целей
каждого этапа;
поддержка научных исследований в области профилактики наркома-
нии;
реализация долгосрочной антинаркотической пропагандистско-ин-
формационной компании, прежде всего ориентированной на детей и мо-
лодежь, образовательную среду и семью;
целенаправленное и широкое подключение к антинаркотической де-
ятельности общественных движений, организаций и граждан;
стимулирование коммерческих и финансовых структур, заинтересо-
ванных в осуществлении мероприятий по профилактике наркомании;
обязательное включение в программу первичной профилактики сис-
темы мониторинга не только распространенности употребления, но и
эффективности действия системы первичной профилактики на каждом
этапе ее становления и функционирования.
Цели первичной профилактики
Целями первичной профилактической деятельности на данном этапе
становления государственной системы профилактики злоупотребления
ПАВ и наркомании в образовательной среде являются:
изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам,
формирование личной ответственности за свое поведение, обусловлива-
ющие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной
популяции;
сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических
средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования ан-
тинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой
сотрудниками образовательных учреждений.
Стратегия первичной профилактики
Современная концепция первичного, раннего предупреждения упот-
ребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков ос-
нована на том, что в центре ее должны находиться личность несовер-
шеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизне-
деятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая
связанное с ними микросоциальное окружение.
Стратегия первичной профилактики предусматривает активность
профилактических мероприятий, направленных на:
формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у
детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с домини-
рованием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на
отказ от приема психоактивных веществ;
формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и
подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения,
а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему
употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогаю-
щих ему на стадии социальномедицинской реабилитации при прекращении
приема наркотиков;
внедрение в образовательной среде инновационных педагогических
и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей
здорового образа жизни и мотивов отказа от "пробы" и приема нарко-
тиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления
наркотиков учащимися;
развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей
семью в микросоциальное окружение ребенка "группы риска наркотиза-
ции" и ребенка, заболевшего наркоманией.
Перечисленные условия определяют необходимость стратегического
направления профилактики употребления ПАВ и развития наркомании.
Наиболее адекватной, с учетом всех моментов, является стратегия
сдерживания. Ставить сегодня вопрос о полном предупреждении упот-
ребления наркотиков и избавлении от наркомании абсолютно нереально.
Следует уточнить, что негативно-ориентированная профилактика
злоупотребления ПАВ, т.е. традиционный проблемно-ориентированный
подход, акцентирование на отрицательных последствиях приема ПАВ не
обеспечивают достижение поставленных целей. Специфические проблем-
ноориентированные воздействия безусловно необходимы, но недостаточ-
ны. Проблема предупреждения злоупотребления ПАВ только на их основе
принципиально не может быть решена, так как не устраняются причины,
порождающие психическую и личностную дезадаптацию и побуждающие де-
тей и молодежь вновь и вновь обращаться к ПАВ.
Именно поэтому стратегическим приоритетом первичной профилак-
тики следует рассматривать создание системы позитивной профилакти-
ки, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее пос-
ледствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здо-
ровья - освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку
молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жиз-
ненного предназначения. Очевидная цель позитивно направленной пер-
вичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, лич-
ностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с
собственными психологическими затруднениями и жизненными проблема-
ми, не нуждающегося в приеме ПАВ.
ВТОРИЧНАЯ И ТРЕТИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Вторичная профилактика зависимости от ПАВ касается лиц, кото-
рые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употребле-
нием наркотических средств, но не обнаруживают признаков болезни.
Ее цель - максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ
на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением
ПАВ как потребителю, так и окружающей его микросреде - учащимся об-
разовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хро-
нического заболевания. Комплекс мероприятий вторичной профилактики
направлен на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восста-
новление личностного и социального статуса учащегося.
Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются:
создание системы раннего выявления потребителей ПАВ, обеспечение
доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной
психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.
В связи с этим необходимо решить вопрос легитимности использо-
вания диагностических тестов на определение ПАВ в биологических
средах организма учащихся, а также предусмотреть обязательное обс-
ледование на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В, С, венерические заболевания,
которые, как правило, сопутствуют употреблению ПАВ.
Педагоги, школьные психологи, социальные работники вместе с
родителями таких учащихся должны стремиться создать психотерапевти-
ческую атмосферу непримиримости к повторному употреблению ПАВ и оп-
тимизировать их здоровые личностные и социальные устремления. Очень
важно обеспечить длительное пребывание таких учащихся в нормативных
микросредах (учебный класс в общеобразовательной школе, учреждения
дополнительного образования, семья и т.д.), в которых, как правило,
вероятность распространения наркотиков сведена к минимуму.
В случаях, когда ставится диагноз "наркомания", учащийся нуж-
дается в специальном комплексном обследовании, лечении и реабилита-
ции. Прежде всего необходимо выяснить, какие биологические, психо-
логические, характерологические и микросредовые особенности спо-
собствовали наркотизации, имеется ли соматическая патология, какова
степень поражения личности и каков предполагаемый реабилитационный
потенциал.
Профилактика, лечение и реабилитация - это взаимосвязанный
процесс. Реабилитация начинается с первого контакта больного с ме-
дицинской службой и продолжается до тех пор, пока не будет восста-
новлен его личностный, профессиональный и социальный статус. Если
учесть, что прием "тяжелых" наркотиков типа героина способен в мак-
симально короткие сроки превратить "экспериментатора" в больного
наркоманией, то лечебнореабилитационная программа должна начинаться
как можно раньше, быть интенсивной и комплексной. Вместе с тем без
включения больного в образовательный и осознанный трудовой процесс
невозможно решить проблемы третичной профилактики, т.е. реабилита-
ции.
Мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов
наркомании, относятся к третичной профилактике. Собственно, это и
есть реабилитация, которая, по мнению экспертов ВОЗ, представляет
собой комплексное направленное использование медицинских, психоло-
гических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью прис-
пособления больного к деятельности на максимально возможном для не-
го уровне.
Несмотря на высокий уровень участия психиатров-наркологов в
осуществлении вторичной и особенно третичной профилактики, активное
участие в этом процессе воспитателей, педагогов, школьных психоло-
гов, социальных педагогов не только не может быть исключено, но
должно рассматриваться в качестве одного из основных факторов реше-
ния проблем реабилитации. Именно специалисты образовательных учреж-
дений осуществляют общеобразовательное и профессиональное обучение,
обеспечивают организацию технических и иных кружков, спортивных
секций, оказывают социально-психологическую и педагогическую по-
мощь, формируют законопослушное поведение, без которых реадаптация
и ресоциализация просто невозможны.
Задачи вторичной и третичной профилактики могут быть решены в
специализированных государственных центрах реабилитации детей и мо-
лодежи в системе Министерства образования Российской Федерации. По-
мимо специализированных центров, в целях профилактики злоупотребле-
ния психоактивными веществами может и должна активно использоваться
уже существующая сеть образовательных учреждений для детей, нуждаю-
щихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи -
ППМС-центров. Спектр деятельности таких центров должен быть многог-
ранным и многопрофильным:
оказание консультативно-диагностической, медикосоциальной и
правовой помощи детям и молодежи, употребляющим психоактивные ве-
щества и имеющим болезненную зависимость;
оказание консультативной помощи и правовой поддержки родителям
по вопросам наркозависимости детей и молодежи;
организация общеобразовательного и профессионального обучения
и с этой целью создание учебных классов, студий, спортивных секций,
трудовых мастерских и других специальных структур для обеспечения
духовного и творческого роста реабилитируемых;
оказание организационно-методической и консультативной помощи
специалистам образовательных учреждений по вопросам профилактики
наркомании и зависимости от ПАВ;
взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями
по вопросам реадаптации и реабилитации детей и молодежи, вовлечен-
ных в употребление психоактивных веществ;
разработка и апробирование реабилитационных программ для детей
и молодежи с зависимостью от ПАВ;
разработка программ профилактики срывов и рецидивов наркомании
у детей и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию, и интегриро-
ванных в образовательное учреждение.
Дети и подростки, успешно прошедшие реабилитацию (третичная
профилактика), должны возвращаться в образовательные учреждения на
общих основаниях.
Совершенно очевидно, что вторичная и третичная профилактики
имеют свои особенности. Между профилактическими блоками (первичная,
вторичная и третичная профилактики) как составляющими единой систе-
мы имеет место взаимопроникновение и взаимопересечение. Именно та-
кой подход позволит структурировать целостную концепцию профилакти-
ки злоупотребления психоактивными веществами и перейти к созданию
профилактических программ на всех трех уровнях.
КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ АКТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ (КАПР)
Антинаркотическая профилактика - это целостная, организуемая в
рамках единой государственной программы система мер, которая имеет
свое содержание, свою этапность и динамику развития, свой опреде-
ленный конечный результат и реализуется государственными и общест-
венными структурами.
Такое понимание профилактики как системы деятельности позволя-
ет в общегосударственной системе профилактики употребления и оборо-
та наркотических средств выделить подсистему профилактической дея-
тельности в образовательной среде, которая имеет специфические це-
ли, задачи, средства и находится в компетенции прежде всего Минис-
терства образования Российской Федерации, Министерства здравоохра-
нения Российской Федерации, органов управления образованием и орга-
нов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что в плане
профилактики наиболее предпочтительными являются программы, направ-
ленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные на
применение социально-психологического тренинга. Базовой основой
всех профилактических мероприятий признается информационно-когни-
тивное (образовательное) направление. Исходя из объективных условий
состояния наркологических проблем в стране и стратегии сдерживания
наркомании, разработана Концепция комплексной активной профилактики
и реабилитации (КАПР), которая предлагает в качестве кардинального
решения проблемы профилактики наркомании объединение в единый комп-
лекс образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первич-
ной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение
общей цели. Такой методологический подход позволяет максимально
опереться на уже имеющиеся ресурсы и возможности общеобразователь-
ных учреждений, учреждений начального, среднего, высшего профессио-
нального образования и других образовательных учреждений, а также
использовать последние достижения современных образовательных, пси-
хологических и медико-социальных технологий в области профилактики
наркомании. Следовательно, КАПР позволяет решать задачи не только
первичной, но и обязательно вторичной и третичной профилактики,
т.е. вовремя, на максимально ранних этапах обеспечить выявление
наркозависимых и перейти к лечению и реабилитации с последующей
профилактикой срывов и рецидивов заболевания. При таком подходе
обеспечивается решение вопросов контролирования групп детей и под-
ростков, прошедших первичное лечение или реабилитацию по поводу
наркомании и вернувшихся в то или иное образовательное учреждение.
Профилактическая деятельностъ в образовательной среде согласно
Концепции КАПР включает следующие основные принципы:
1. Комплексность
Согласованное взаимодействие: на межведомственном уровне - органов и учреждений, отвечающих
за различные аспекты государственной системы профилактики наркома-
нии в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования,
здравоохранения, социальной защиты населения, правоохранительные
органы и др.);
на профессиональном уровне - специалистов различных профессий,
в функциональные обязанности которых входят различные аспекты про-
филактики (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные и медицинс-
кие психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги и социальные
работники детства, работники комиссии по делам несовершеннолетних и
защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолет-
них);
в системе образования - органов управления образованием на фе-
деральном, региональном, муниципальном уровнях, а также образова-
тельных учреждений, отвечающих за взаимодействие и координацию раз-
личных профилактических мероприятий в русле единой целостной прог-
раммы комплексной профилактики.
2. Дифференцированность
Дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов
профилактики с учетом: во-первых, возраста. По возрасту наиболее
значимо выделение группы детей старшего дошкольного возраста (5-6
лет), младшего школьного возраста (7-10 лет), среднего школьного
возраста (11-14 лет), старшего подросткового возраста (15-16 лет),
юношеского возраста (17-18 лет) и молодежи (от 18 лет); во-вторых,
степени вовлечения в наркогенную ситуацию. При этом значимо выделе-
ние детскоподростковых и молодежных групп, не вовлеченных в нарко-
генную ситуацию, но относящихся к "группе риска наркотизации", нап-
ример, лишенных родительского попечения и находящихся в условиях
безнадзорности; имеющих различные проблемы в развитии и поведении
("трудные и проблемные" дети и подростки); начавших употреблять
наркотики (потребители наркотиков); заболевших наркоманией. В этом
контексте приобретает свою специфику профилактическая работа со
студентами средних и высших профессиональных учебных учреждений.
3. Аксиологичность (ценностная ориентация)
Этот принцип включает формирование у детей и молодежи миро-
воззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом
образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству,
окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами
их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения
является одним из основных морально-этических барьеров потребления
ПАВ, а в случае заболевания служит основанием для социальной реа-
даптации и реабилитации.
4. Многоаспектность
Сочетание различных направлений целевой профилактической дея-
тельности. Ведущими аспектами профилактической деятельности в обра-
зовательной среде являются:
социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных
моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового
образа жизни, отрицательного отношения к пробе и приему психоактив-
ных веществ, в том числе наркотиков, меняющих психическое состоя-
ние;
психологический аспект, направленный на формирование стрес-
со-устойчивых личностных установок, позитивно-когнитивных оценок, а
также навыков "быть успешным", быть способным сделать позитивный
альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации, включая ситуацию
предложения наркотиков;
образовательный аспект, формирующий систему представлений и
знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и мораль-
но-этических последствиях злоупотребления ПАВ.
Многоаспектность комплексной профилактики включает также нап-
равленность ее воздействия на различные уровни в поле субъект- объ-
ектных взаимодействий при осуществлении профилактических мероприя-
тий:
социально-средовое воздействие, направленное на разрушение
групп наркотизирующихся детей и подростков и на создание социаль-
но-поддерживающей инфраструктуры;
воздействие на "саморазрушающее" поведение детей и подростков,
вовлеченных в наркотизацию, а также на другие отклоняющиеся ("деви-
антные") формы поведения детей группы риска;
воздействие, связанное с индивидуальными или групповыми форма-
ми оказания профилактической помощи.
5. Последовательность (этапность)
Принцип последовательности или этапности предусматривает, что
ее цели и задачи должны быть:
разделены на общие стратегические и частные (этапные), т.е. не
могут быть реализованы одномоментно или аврально, по типу разовой
кампании;
на каждом этапе возможность реализации поставленных целей и
задач должна быть поддержана соответствующим целевым финансировани-
ем;
для обеспечения последовательности или "алгоритма" шагов в ре-
ализации системной профилактики в нее должен обязательно входить
социально-психологический мониторинг, ориентированный не только на
оценку субъективных и объективных факторов распространенности нар-
котиков, но и на формирование структур и элементов системы сдержи-
вания распространения, системы социально-психологической поддержки.
6. Легитимность
Легитимность предусматривает необходимую правовую базу анти-
наркотической профилактической деятельности. К правовой базе ука-
занной деятельности, безусловно, относятся все нормативные акты о
правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и
статуса обязаны заниматься профилактикой. К правовой базе относятся
также права и обязанности детей и молодежи, которые затрагиваются в
различной степени, когда по отношению к ним осуществляются активные
профилактические мероприятия. Таким образом, правовые границы анти-
наркотической профилактики предусматривают:
действия, не нарушающие установленную в законе компетенцию ор-
гана или лиц, осуществляющих профилактические меры;
действия, не нарушающие права несовершеннолетнего как гражда-
нина и члена общества, к которому относятся эти профилактические
мероприятия.
При этом может возникать правовая ситуация, когда те или иные
действия в границах осуществления первичной и вторичной профилакти-
ческой помощи не запрещены, однако не регламентированы нормативными
актами. Например: доврачебная и врачебная диагностика наркотическо-
го опьянения в образовательном учреждении; диагностика употребления
наркотиков методом тестирования; социальное вмешательство специа-
листа в семью при риске наркотизации для ребенка.
Следовательно, компетенция органов и лиц, осуществляющих про-
филактическую работу, и степень взаимодействия различных ведомств и
специалистов должны быть закреплены в соответствующих нормативных
актах. Это ставит перед участниками системы профилактики специфи-
ческие задачи: максимальный учет отраслевых законов, их согласова-
ние в рамках концепции активной, системной первичной профилактики;
использование мирового и российского опыта в правовом обеспечении
диагностики употребления наркотиков, организации раннего выявления
потребителей и их оздоровления, социальнопсихологической реабилита-
ции, с одной стороны; защиты их прав и законных интересов - с дру-
гой. Для этого необходима соответствующая специальная, в том числе
правовая, подготовка специалистов, участвующих в оказании профилак-
тической помощи. Особое внимание должно быть обращено на правовые
гарантии прав несовершеннолетнего во всех случаях применения к нему
активных профилактических мер, влекущих принуждение и ограничение
его прав. Нельзя предоставлять органам и лицам, осуществляющим про-
филактику, право проводить диагностику наркотического опьянения,
употребления ПАВ, не сформировав в том же нормативном акте механизм
защиты прав и достоинства ребенка, по отношению к которому осущест-
вляются эти действия.
Цели Концепции КАПР в образовательной среде
снижение спроса на наркотики и другие психоактивные вещества;
снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкого-
лизмом, а также сопутствующих заболеваний;
снижение численности групп риска потребления ПАВ;
снижение тяжести медико-социальных последствий злоупотребления
ПАВ.